Железнодорожное сообщение в Испании удобное, быстрое и недорогое.
Мы ехали на юг Испании, собирались проехать на арендованной машине по Андалусии и пожить недельку на море в Торревьехе. Оказалось, что авиабилеты из Москвы в Барселону стоят чуть не в полтора раза дешевле, чем из Москвы в города нашего направления - Севилью, Гранаду, Малагу или Аликанте. «Почему бы не начать путешествие с того, что заехать в давно знакомую и любимую нами Барселону?» - подумали мы.
Это была счастливая мысль. Мы провели вечер и половину следующего дня в прекрасной столице Каталонии, а после обеда выехали на поезде в Аликанте, чтобы взять там машину и дальше передвигаться самостоятельно.
Из Барселоны до Аликанте 590 км. Скоростной поезд покрывает это расстояние (почти пол-Испании) чуть больше чем за 4 часа. Железнодорожный путь идет вдоль моря, сначала по густозаселенному побережью Коста-Дарада, потом мимо диких пляжей Таррогоны, потом через горы и апельсиновые рощи Валенсии – это интересное и познавательное путешествие.
Поезда, которые следуют по маршрутам внутри Испании, - дневные, сидячие, удобные. В нашем понимании, это не поезда, а электрички повышенной комфортности. В каждом поезде есть вагон-ресторан, а точнее сказать, вагон-буфет – расположиться надолго в таком вагоне не получится, но в баре или за высокими столиками можно стоя выпить кофе, сок, пиво и съесть сэндвич. Вагоны снабжены телевизорами. Во время нашей поездки показывали очень интересный документальный фильм о дороге Святого Яго – паломническом пути в несколько сотен километров, начинающемся во Франции или Португалии и заканчивающемся в городе Сантьяго-ди-Кампостелло на северо-западе Испании. Главный храм Сантьяго-ди-Кампостелло хранит третьи по значению (после Иерусалима и Рима) реликвии христианского мира – мощи святого апостола Якова (Сант-Яго).
Хочется поделиться некоторыми особенностями покупки железнодорожных билетов в Испании.
Билет туда и обратно (Ida y Vuelta) обойдется на 10-20 % дешевле, чем два билета, купленных по отдельности. Поезд состоит из вагонов двух классов. Билеты в вагоны первого класса обозначаются Preferente, эконом класс называется Turista. Разница в стоимости – 15-20%.
Если покупать заранее, билеты обойдутся существенно дешевле. Система схожа с системой продажи билетов на самолет, использующейся большинством авиакомпаний. Основой для расчета стоимости служит полный тариф F (Flexible). Часть билетов имеет ограничения по возврату, обмену и изменению реквизитов поездки и продается со скидкой. Тариф P(PROMO) дает максимальную скидку (до 70%), но изменении реквизитов поездки и тем более возврат билетов не допускается. Тариф P+(PROMO+) предполагает скидку чуть меньше (до 65%), но дает преимущества: доплатив 20% от стоимости билета можно поменять реквизиты поездки, потеряв 30% - билет сдать.
К примеру, билет Барселона - Аликанте по минимальному тарифу «P» стоит 18 евро, «P+» - 21 евро, полный тарф «F» – 58 евро. Разница заметная.
Билеты начинают продаваться за 90 дней до даты поездки. Дешевые билеты, само собой разумеется, раскупаются в первую очередь. В кассе перед отходом поезда и даже накануне этой даты могут оказаться только самые дорогие билеты в вагон первого класса по полному тарифу.
Купить билет заблаговременно можно на сайте испанских железных дорог renfe.com.
Сайт renfe.com позволяет выбрать языком общения английский, и даже с учетом того, что часть слов не будет переведена и останется испанскими, разобраться, что к чему, не сложно. Но есть нюансы.
Главная проблема заключается в том, что платежная система испанского сайта запрашивает у российского банка, выпустившего вашу дебетовую или кредитную карту, информацию о владельце, которую наши банки считают конфиденциальной. Банк отказывается сообщать информацию, и платежи не проходят.
Этой неприятности лишены, судя по всему, карты иностранных банков – например, Сити и Райфайзен. Кроме того, вы без труда найдете в сети русскоязычные сервисы, которые предлагают купить для вас железнодорожные билеты - за небольшую комиссию.
Если вы все же будете покупать билеты в кассе, имейте в виду: даже на крупных вокзалах продажа билетов на поезда дальнего следования не идет круглосуточно, она начинается, как правило, в 6.00 и заканчивается в 22 часа.
В отличие от билетов на местные линии билеты на поезда дальнего следования не нужно компостировать на перроне: дата, время и номер поезда указываются сразу при продаже. Все места в таких поездах нумерованные. Один пассажир имеет право бесплатно провозить по такому билету до трех мест багажа, общим весом менее 20 кг.
На обратном пути из Аликанте в Барселону мы воспользовались местной лоу-кост авиакомпанией «Vueling». Полет занял 45 минут. Билеты стоили по 50 евро каждый. С учетом дороги в аэропорт, времени регистрации, ожидания и посадки заметно быстрее не получилось.
А виды из окна были совсем не такими интересными.