Для туриста, приехавшего в Барселону, не представляет никакой трудности добраться до Искупительного храма Святого Семейства или Саграда Фамилиа (Sagrada Família): сюда приходят сразу две ветки метро – синяя и фиолетовая – и станция носит то же название. Не ошибёшься. Вынырнув на поверхность, сразу же окунаешься в толпу. Вокруг базилики обычно толстой змеёй закручивается разноязычная очередь, щёлкают фотоаппараты, а мимо тяжело проезжают гружёные туристами экскурсионные автобусы хоп он – хоп офф. Очередь движется быстро, я только успела отойти на пять минут, чтобы охватить взглядом один из фасадов храма – и уже надо было возвращаться в строй, чтобы пройти через турникет.
Вообще, если отвлечься от мысли, что туристы посещают Саграда Фамилиа для галочки «я тут был», зрелище спокойной процессии из людей разных национальностей, пришедших поклониться Христу, настраивает на высокий лад.
Первым взгляду открывается грандиозный фасад «Рождества Христова». Его можно разглядывать бесконечно, «читая», как страницы Евангелия. Этот фасад был построен первым, большей частью при жизни Гауди, и гений мастера проявился в нём наиболее полно. А над башнями высятся несколько подъёмных кранов. Саграда Фамилиа – это стройплощадка, и нельзя сказать, чтобы слишком оживлённая. «Мой Заказчик не торопится», - остроумно парировал Гауди обвинения в долгострое. Сказано, конечно, хорошо, но хотелось бы узнать, как архитектор обсуждал проект и подписывал договор с этим Заказчиком? На этот риторический вопрос есть вполне реалистичный ответ. Мысль создать Искупительный храм не была откровением Антони Гауди. Инициатором строительства церкви, посвящённого Святому Семейству, был совсем другой человек - бывший книготорговец и основатель Духовного общества почитателей Святого Иосифа Хосеп Мария Бокабейа. И в качестве архитектора он выбрал вовсе не Гауди, а Франсиско де Паула дель Вийар и Лосано.
Первый камень в основании храма был заложен 19 марта 1882 года в день Святого Иосифа в присутствии епископа Барселоны. Однако, очень скоро между заказчиком и архитектором возникли серьёзные разногласия, и дель Вийар от работы отказался. Тогда-то и поручили строительство храма Антони Гауди, который, как и всякий большой талант, не стал повторять замысел предшественника, а создал свой неповторимый проект. Важнейшей идеей Бокабейа была идея искупления, означавшая, что строительство храма должно вестись исключительно на пожертвования прихожан. Отсюда – непростая судьба храма. Как живой цветок от полива, так он зависел от денежных вливаний: разрастался в благополучные времена, и «засыхал» во времена тяжёлые.
Щедрые пожертвования позволили Гауди за шесть лет построить крипту, красивую и удивительно гармоничную, где он и был впоследствии похоронен, и начать строительство апсиды. Именно тогда мастер решил украсить фасады монументальными башнями, напоминающими замки из песка. Последующие десятилетия ушли на создание фасада Рождества Христова, апсиды, портала Святой Девы Розария и колокольни Св. Варнавы. С каждым годом Саграда Фамилиа занимала в творчестве и жизни архитектора всё большее место, а с 1914 года становится его единственной заботой. Всё своё время Гауди посвящает храму, фактически живёт в нём, проектирует фасад Страстей и фасад Славы. Бок о бок с ним над удивительным храмом трудятся замечательные скульпторы: Лоренц Матамала, Хоан Флотатс , Карлес Мани и Пау Бадиа, кузнец Хоан Оньос, архитекторы Франческ Беренгуэр, Хоан Рубио, Доменек Суграньес. Все эти мастера создавали настоящий шедевр – Искупительный храм Саграда Фамилиа.
Внутри храм производит потрясающее впечатление. Он светлый, воздушный, космический, просто трудно осознать, что этот футуристический интерьер задуман сто лет тому назад. Уходящие вверх колонны, напоминающие стебли растений, раковины, цветы и звёзды, читающиеся в проекциях архитектурных деталей, выглядят элементами чудесного мира будущего. Считается, что у Гауди не было окончательного проекта, свои идеи он проверял на практике, принимал или отвергал, именно поэтому смерть архитектора оказалась непоправимой утратой. Многие полагают, что вместе с Гауди умер и его храм, и с этим мнением трудно спорить. С 1926 по 1938 год строительством Саграда Фамилиа руководил Доменек Суграньес, ближайший сподвижник Гауди. Ему удалось завершить колокольни фасада Рождества и портал Веры.
Во время гражданской войны храм загорелся, серьёзно пострадала крипта, а многие бесценные чертежи и наброски Гауди погибли в огне. Возрождение храма началось только в 1939 году. Ещё один соратник Гауди, архитектор Франсеск де Паула Кинтана и Видал, работавший с великим архитектором с 1919 года, восстанавливает сгоревшую крипту и многие модели Гауди.
Новый толчок в строительстве храма дал XXXV Международный эвхаристический конгресс, проходивший в Барселоне в 1952 году. Некоторые заседания конгресса прошли в строящемся храме, и внимание религиозной общественности было привлечено к его проблемам. 1986 – год шестидесятилетия после смерти Гауди – также стал значимым для Саграда Фамилиа: известный испанский скульптор Хосеп Мария Субиракс был приглашён для работы над фигурами фасада Страстей Христовых. Скульптуры, выполненные Субираксом в авангардисткой манере резко контрастируют с фигурами, созданными при Гауди, вызывая ожесточённые споры.
Нужно сказать, что целесообразность завершения строительства храма ставилась под сомнение ещё в 30-е годы. В 90-е годы полемика на эту тему вспыхнула вновь. Группа видных каталонских архитекторов подписала манифест, в котором заявляла, что творение великого Гауди безнадёжно испорчено в угоду туристической индустрии и призывала прекратить строительство. В ход пошла тяжёлая артиллерия: строителей Саграда Фамилиа обвиняли в «уничтожении культурного наследия Барселоны». Однако, жаркие дискуссии эстетов утихли, а караван строительства продолжает идти. Храм продолжает прирастать новыми конструкциями и деталями. Долго? Да, но вспомните, Собор Парижской Богоматери строился двести лет, Собор Святого Вита – вообще шестьсот, а Саграда Фамилиа – немногим больше 130-ти. К 2026 году обещают закончить. И вот мы, приехавшие сюда из разных стран, стоим внизу, задирая головы, и глядим на это чудо. Мы купили билет, то есть сделали минимальное пожертвование, а значит – мы хотим, чтобы храм был достроен.
Екатерина Романова