лого

Испания

Географический домен .es Телефонный код +34 Валюта евро

вход на сайт

 

Фигерас

Фигерас так бы и остался ничем не примечательным провинциальным каталонским городишкой, куда не ступала нога туриста, если бы не один его уроженец – великий и ужасный Сальвадор Дали.

 

И правда, чем может привлечь и на чём заработать городок населением в 40 тысяч, застроенный невыразительными двухэтажными домами, в котором есть только одно интересное здание – церковь Святого Петра, когда рядом раскинулась интересная во всех отношениях Барселона? А ведь привлекает, и ещё как! Не один, и не два экскурсионных автобуса приезжают сюда каждый день. Мы были в Фигерасе в низкий сезон, и всё равно музей Сальвадора Дали полон жизни, здесь звучит разноголосая речь, толпятся и щёлкают фотоаппаратами туристы. А вокруг музея – как следствие, занятые столики кафе и ресторанчиков, посетители в сувенирных магазинах. Можно как угодно относиться к творчеству и личности великого сюрреалиста, но нельзя не признать: свой долг по отношению к малой родине он выполнил сполна. Экскурсионные автобусы останавливаются на террасе, чуть нависающей над городом. Ряды пёстрых крыш и разнокалиберных антенн. Но вышедшие из автобуса туристы не бегут фотографироваться на фоне городка, потому что сразу и властно обращает на себя внимание Музей-театр Сальвадора Дали, с большим серебряным куполом, делающим его немного похожим на обсерваторию. Именно здесь, под куполом покоится забальзамированное тело великого художника. Дали, даже после смерти, не пожелал расстаться со своим детищем. И ещё он хотел, чтобы рядом ходили люди, и они ходят толпами, может быть оттуда, из невозвратного далека, он слышит звук человеческих шагов?

 

Музей-театр необычен. Удивительны кирпичного цвета башня Галатея и стены, украшенные скульптурами в форме яйца – символа жизни, начала всего сущего – ничего похожего нигде не встретишь. Почему «музей-театр»? Мне мнится здесь отсылка к Шекспиру («Весь мир – театр, а люди в нём – актёры»), а жизнь самого Дали была настолько театрализована, полна мистификаций, что его дом-музей это, конечно же, и дом-театр. Это здание, такое яркое, приковывающее взгляд, когда-то и в самом деле было театром. С годами театр ветшал, потом горел, и когда его заметил Сальвадор Дали, представлял собой практически развалины. Только бешеный темперамент Дали, его творческая энергия позволили преодолеть все бюрократические препятствия и начать реконструкцию здания. Дело осложнялось многолетней тяжбой между мэрией Фигераса и министерством культуры, не желавшим финансировать проект. Чтобы договориться с министерством, Дали отдал в музей свои картины, хотя первоначально собирался выставлять там только фотографии. На эти хлопоты ушло без малого десять лет, но результат оправдал потраченные усилия.

 

Первое ошеломляющее впечатление – чёрный автомобиль, в котором «едут» Дали и Гала, а над ними – гигантская женская фигура с роскошными формами, напоминающая фигуры древних идолов плодородия. В каждой детали – смыл, символ, загадка. В музее-театре можно «зависнуть» надолго. Картины не оставляют, требуют внимательного разглядывания, требуют сопереживания. Живой, бьющий горячим пульсом, талант Дали нельзя отрицать. Везде одна модель – Гала, в ней, как в капле воды, отражаются все женщины мира, все люди. «Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече», «Корзинка с хлебом», «Гала у окна»… коллекция картин по-настоящему уникальна. Удивительная комната – лицо Мэй Уэст: диван в форме роскошных губ, камин-нос, полузакрытые глаза-картины, в обрамлении белого парика поражает и пугает. Он любил поиграть, любил показать зрителю привычный примелькавшийся мир совершенно иным, новым.

 

Очень интересна экспозиция ювелирных изделий, созданных самим Дали по заказу известного американского бизнесмена Авена Робертсона Читхэма, таких же экспрессивных и оригинальных, как его полотна. В темных комнатах, на чёрном фоне сверкающие драгоценности похожи на причудливые творения природы или иного разума. Эта коллекция размещена в башне Галатея, в которой Дали провёл свои последние, трудные годы. И вот, уставшие и оглушённые, вы вышли из музея. Вокруг полно симпатичных кафешек, где можно выпить чашечку отличного кофе и «переварить» впечатления. А если ещё есть силы, загляните в расположенную неподалёку приходскую церковь Святого Петра. Она строга, сурова и прекрасна. В этом храме крестили Сальвадора Дали. В жару хорошо посидеть под мрачными готическими сводами, перевести дух и подумать о вечном, разглядывая пронизанные светом великолепные витражи. Церковь была построена в середине XIV века на месте базилики X века. Строительство шло почти сто лет. Фигерас рос, и храм расширялся. В 80-е годы XVIII века старый купол храма был заменён на новый. В XX веке церкви не повезло: в гражданскую войну она горела и была разрушена. Восстановили её довольно быстро, за семь лет.

 

Пройдитесь по улицам Фигераса. Городок тих, и, кажется, что все улицы сбегаются к музею-театру. Центральная площадь Фигераса носит имя Сальвадора и Галы Дали. Я думаю, они это заслужили.

Театр-музей Сальвадора Дали.
Вход в церковь Святого Петра, где Сальвадор Дали был крещён.
Театр-музей Сальвадора Дали
Создатель страницы: Roma

добавить комментарий или дополнение

добавить
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
© 2014 AboutEspana.ru