Барселона и Гауди неразрывно связаны друг с другом. Великий и неповторимый архитектор Антонио Гауди родился в 1852 году в городке Реус под Таррагоной. С детских лет будущий великий архитектор полюбил одинокие пешие прогулки по окрестностям города, что помогло ему открыть для себя мир природы родной Каталонии, в ней он будет черпать источник своего вдохновения.
В 1878 году Гауди заканчивает школу архитектуры в Барселоне. Поначалу самостоятельная работа не складывалась, участие в различных конкурсах не приносит заказов, работы его не оценивают по достоинству – слишком оригинальны и необычны эти проекты. Первый заказ, который получает молодой архитектор, - фонарные столбы для Королевской площади, он реализует с блеском. Их можно увидеть и сейчас в этом уютном уголке Барселоны.
В начале 80-ых в жизни Гауди наступает перелом, он знакомится с Эусебио Гуэлем, промышленником и меценатом. Тонкий ценитель прекрасного, Гуэль на долгие годы становится другом и основным заказчиком архитектора. Гауди строит для своего покровителя дворец в Барселоне, парк на окраине города и рабочий посёлок в пригороде, который называют колонией Гуэля.
Особое место в архитектуре Барселоны занимает парк Гуэля. Сейчас это городской парк, построенный Гауди на склоне «Лысой горы». Планировка парка и все сооружения выполнены мастером: павильоны с причудливым декором, фонтаны, лестницы, мозаичные животные, длиннющая скамья в виде морского змея, каменная галерея в виде птичьих гнёзд, как бы вросших в склон горы… Небольшой колдовской город.
Одновременно Гуэль помогает архитектору получить заказы на постройку домов для других состоятельных жителей города. Так появляются знаменитые шедевры - дом Миле, названный горожанами «Каменоломня», дом Бальо – «Дом Костей», фасад которого представляет собой аллегорию победы Святого Георгия над змеем, добра над злом. При воплощении этих проектов проявляется редкая индивидуальность архитектора, формируется его неповторимый творческий почерк, превратившийся в одному ему присущий стиль. При строительстве он использует наряду со структурными конструкциями декоративные элементы. Старается не применять прямые линии и углы, отдавая предпочтение круглым и овальным формам.
В архитектуре Гауди ощущается необыкновенная связь с природой, схожесть зданий и построек с выветренными скалами горы Монсеррат, расположенной в 50 километрах от Барселоны, с фигурами животных и птиц.
В 1891 году Гауди получает заказ на постройку самого главного творения своей жизни, Храма Святого Семейства, Саграда Фамилья. Этому делу Гауди посвятил всю оставшуюся жизнь целиком, без остатка. Он отвлекался на другие проекты только тогда, когда заканчивались средства для строительства – изначально Храм строился только на пожертвования верующих. Полагавшееся ему вознаграждение за выполненные работы архитектор тратил на стройку.
Стиль, применённый Гауди при строительстве Храма, условно называют неоготикой. Скорее это фантастический, характерный только для него стиль с элементами неоготики. То, что он успел построить, больше напоминает замок из песка. При жизни Гауди построен только один фасад с башнями и апсида с криптой.
Последние годы жизни великий мастер жил в Храме, жил аскетично, питаясь простой пищей и пользуясь минимумом одежды. Из Храма он выходил только в ближайшую церковь на службу. Летом 1926 года Гауди отправился в свой приходской храм и по дороге попал под трамвай. Через три дня от полученных травм он скончался. Похоронен кумир Каталонии в крипте храма.
Работы по постройке последнего творения архитектора продолжаются, их планируется завершить к 100-летию его смерти, к 2026 году. В настоящее время Ватиканом запущена процедура приобщения Антонио Гауди к лику святых. Великий чародей должен стать небесным покровителем всех архитекторов.
Юрий Трифонов.