Всю жизнь этот одарённый художник жаждал заслужить признание и высокое положение в обществе. И, нужно сказать, ему это удалось. Диего Веласкес был любимым художником короля Испании. Ему довелось увидеть и изобразить придворную жизнь высокопоставленных особ самым ярким образом. Король Испании, восхищённый его живописью, неоднократно подчёркивал то, что Веласкес стал настоящим зеркалом жизни венценосной семьи.
Будущий живописец родился в Севилье в 1599 году в семье идальго Хуана Родригеса де Сильвы. С ранних лет он был смышлёным и любознательным мальчиком, особенно остро чувствовавшим красоту и гармонию. Маленький Диего отличался наблюдательностью. Эта его черта отразилась и в его работах: за всей их тонкостью и эстетичностью стоит глубокая психологичность.
Художник обладал редким даром знатока человеческих душ. С детства Веласкес выказал и свои не дюжие способности к живописи, поэтому его отдали на обучение к художнику Франсиско Пачеко. При чутком руководстве и наставничестве своего учителя, Веласкес в совершенстве овладевает техникой рисунка, мастерски изображает живую натуру. Волею судеб здесь же, в милостивом для него доме Пачеко, живописец встречает и свою будущую жену. Ею стала единственная дочь Пачеко,16-летняя Хуана Мирада.
Через некоторое время, получив диплом художника, Веласкес открывает собственную мастерскую. Однажды одно из его полотен увидел юный испанский король Филип IV. Не раздумывая, вдохновлённый самодержец заказывает художнику и свой портрет. После завершения картины, монарх не только остался доволен проделанной работой, но и проникся симпатией к живописцу. 24-летний Веласкес был приглашён художником ко двору его величества. Филипп IV назначил ему высокое жалование и поселил в шикарных апартаментах.
Теперь Веласкес получил финансовую стабильность. Но всё имеет две стороны. Новое положение изрядно ограничивало творчество гениального художника. Практически всё время он вынужден был посвящать написанию портретов знатных людей и королевской четы. Большое количество времени у живописца стало уходить и на следование придворным церемониям. Филипп IV покровительствовал Веласкесу в течение всей его жизни. Невзирая на то, что монарху служило ещё шесть живописцев, только его любимец мог изображать самого короля.
Известность и востребованность художника быстро росла. Иметь картину кисти Диего Веласкеса стало считаться правилом хорошего тона. Но вместе с тем, в Испании XVII века даже к самым признанным художникам знать относилась с оттенком пренебрежения. Ведь те зарабатывали на жизнь собственным трудом. Достоинство и честолюбие гордого Веласкеса это только подстёгивало к достижению новых высот при дворе.
В 30 лет Веласкес впервые отправляется путешествие в Италию. Здесь он посещает города-кладовые искусства. Художник тщательным образом изучает работы таких метров, как Микеланджело и Тинторетто. Итальянский двор не сомневался в том, Веласкес прибыл к ним как шпион от испанского двора. И всё же, несмотря на подозрения, его тепло принимают в Риме, и даже приглашают остановиться в Ватикане, где он пользуется почтением.
После возвращения художник много работает. Вдохновлённый гением античности и итальянского возрождения, он пишет “Кузницу вулкана”, “Сдачу Бреды”, а также новую волну портретов двора короля Испании. Вскоре живописец получил очередные повышения: должность смотрителя двора и покоев, а также звание распорядителя королевского гардероба и камердинера короля.
Когда художнику минуло 45 лет, ему поручили обновить интерьер мадридского дворца. После завершения работы мастер уговорил своего высокопоставленного покровителя разрешить ему вновь отправиться в полюбившуюся солнечную Италию, чтобы купить живописные полотна и античные статуи для королевских покоев. В Италии Веласкеса встретили с радостью, а художественная академия Св. Луки приняла его в свои ряды.
Оказавшись в столице католичества, Ватикане, художник не преминул воспользоваться случаем, и написать портрет Папы римского Иннокентия X, впоследствии ставший мировым шедевром. Священнослужитель был так тронут, что даже просил испанского короля удовлетворить просьбу художника о звании кавалера воинского ордена. Веласкес, воодушевленный успехом, не спешил покидать гостеприимную Италию, несмотря на призывы Филиппа IV вернуться в Мадрид.
Король, боясь потерять любимого художника, возвёл его в высшую должность гоф-маршала дворца. Это обстоятельство не могло не вернуть честолюбивого художника ко двору. Через три года после прибытия в Испанскую столицу Веласкес написал самый сложный по характеристике портрет Филиппа IV . Усталость и разочарование, затаившиеся в глазах короля, уже не скрывали ни горделивая осанка, ни привычно высокомерный взгляд.
В последние годы карьера Веласкеса достигла своего апогея. Художник получает крест Сантьяго, высшую награду в Испании. Кроме того, Веласкес становится кавалером одного из рыцарских орденов. Этот случай стал прецедентом в истории.
Но, между тем, несмотря на пик своей карьеры и зенит славы, живописец внезапно заболевает. Доктора оказываются бессильны чем-то помочь ему, и 7 августа 1660 года придворный художник Диего Веласкес скончался.
В память о гении мастера благодарные потомки воздвигли памятник с необычной, но очень ёмкой эпитафией: “Живописцу истины”.
Наталья Орехова