лого

Испания

Географический домен .es Телефонный код +34 Валюта евро

вход на сайт

Из истории Испании

Золотой век Испании

Испанское государство

Гражданская война в Испан

Диктатор Франко

Мадрид

Каталония

Монсеррат

Жирона

Барселона

Валенсия

Картахена

Ронда

Гвадалест (Гуадалест)

Гранада

Галисия - путь святого Иа

Альмерия

Альгамбра

Торревьеха

Ориуэла

Мурсия

Сеговия

Толедо

Таррагона. "Маленький исп

Севилья

Сан-Себастьян

Леон

Бургос

Сарагоса

Сантьяго-де-Компостела

Наварра - коррида в Пампл

Фламенко

Каталонские кастельеры

Праздник Санта - Текла

Renfe - испанские железны

Несезон. Аренда машины

Сады Хенералифе

Водопады Альгар

Испанцы

Антонио Гауди - архитекто...

Мигель де Сааведра Серван...

Лопе де Вега

Сальвадор Дали. Король сю...

Федерико Гарсия Лорка. Пе...

Диего Веласкес. Художник ...

Франсиско Хосе де Гойя

Эль Греко

Сеньора сопрано Монсеррат...

Артуро Перес Реверте

Пабло Пикассо

Испанский импрессионизм

Балеарские острова

Испанская кухня

Испанские впечатления

Авиабилеты в Испанию

Новости

Главная / Испанцы / Франсиско Хосе де Гойя
 

Франсиско Хосе де Гойя

Крохотная деревушка Арагоны  Фуэндетодос. Сильные ветра, скудная земля, тихие люди. 30 марта 1746 года здесь появился на свет  Франсиско де Гойя-и-Лусьентес. Представленный ныне в образе мрачного титана, увековеченный  в камне, он, безмолвный наблюдатель, смотрит сегодня на свой родной дом. Мир, в который входит Франсиско, оказывается для него тесен. Над Испанией всё ещё довлеет мрачный дух средневековья. Призванием Гойи станет изгнание этого духа силой искусства живописи. Его талант находит признание уже в детстве, и родители поощряют его.


Работать Гойя начал очень рано. Уже  16-летним юношей он принимал участие в росписи церкви иезуитов  де-Сан-Херонилло-эль-Реаль. Ещё без горечи, без внутренних демонов, в традиционной манере выполнены его первые работы на религиозные темы. После переезда семьи в Сарагосу, он берёт первые уроки живописи. Карьера без заметных всплесков, зато под покровительством церкви кажется вполне предопределённой. Однако Гойя начинает вскоре понимать, что скрывается за церковными догмами.


На этот момент в его работе ничто не указывает на дальнейшую революционную манеру художника: на аналитический безжалостный взгляд, сбивающий с толку современников уже зрелого Гойи.  В Сарагосе карьера Гойи не складывается.  Ходатайство о приёме в Королевскую академию в Мадриде отклоняется. Он переходит на обучение в мастерскую к известному и востребованному  живописцу, Франсиско Байеу.  Здесь он обретает необходимый опыт, а также  покровительство своего учителя, придворного художника.  В 1773 году Гойя  женится на сестре Байеу, Хосефе.  В то время в Сарагосе находится крупнейшая в Испании лечебница для душевнобольных. Впечатление от её посещения накладывает на художника в период его становления стойкий и мрачный отпечаток. Гойя помогает добиться хоть сколько-то человеческих условий содержания в ней и тюрьмах города. Предопределяется долгий, полный страданий путь Гойи.


“Сойти с небес сквозь землю в ад”, - так цитатой из “Фауста” Гёте описывает этот жизненный путь историк Вернер Хёртер. К Гойе всегда относились неоднозначно. Там, где раньше его принимали с оговорками и не охотно, сегодня признают одним из гениальнейших живописцев. Сейчас в той же Королевской академии художеств его оттески  с работ Гойи хранят как святыню.


Удивительная точность, с которой он изображал внешние особенности, отличия, и внутренний мир своих натур делают его самым востребованным художником-портретистом Испании. Многие заказчики, восхищённые мастерством Франсиско Гойи, начинают покровительствовать его таланту. Жизнь художника изобиловала разного рода событиями. По ней можно писать романы, снимать фильмы.


Вероятно, что всего того, что выпало на долю Гойи, могло запросто хватить на несколько разных историй из разных судеб.  Этот художник считается чуть ли ни самым загадочным художником Испании. Со временем его имя обросло легендами, и уже сложно понять, что из того, что о нём говорят, является правдой, а что – вымыслом.  И это не мудрено, ведь Франсиско Гойя всегда мог совершить что-то этакое, напрочь идущее в разрез с общественным мнением.


Например, влюбился в монахиню и даже пробрался в монастырь, участвовал в корриде и путешествовал с матадорами, овладел трюками уличных акробатов и лазал на собор Святого Петра в Риме, чтобы оставить там свои инициалы.  После разнообразных выходок художника, ему дали прозвище “бешеный Гойя”. Мастер по созданию поводов для сплетен, он был не чужд  и любовных приключений. Брак был заключён по расчету и не принёс счастья ни самому художнику, ни его супруге. Требовательная и строгая Хосефа не хотела и не могла терпеть постоянные измены своего гениального мужа.


После мастерской Байеу, Гойя, как и все художники своего времени, проходит  обучение в Италии. Там он получает премию Пармской академии, после чего возвращается в Испанию. В 1773 году художник переезжает в Мадрид и выполняет королевский заказ по созданию обойной мануфактуры. Со временем его репутация и созданное разными правдами и неправдами, случайно или специально имя, приводят к тому, что живописца приглашают стать членом Королевской Академии, в которую он когда-то пытался безуспешно поступить. Постепенно у Гойи появляется всё больше заказов на написание портретов аристократов. Его даже приглашают стать придворным живописцем.


Франсиско Гойя творил постоянно. Это был смысл его жизни. Писал он даже по ночам, прикрепив свечи к своей шляпе. Его творчество отражает плотную связь с испанский народным искусством. На протяжении всей жизни он не забывает о своём скромном происхождении. Он слывет страстным охотником и превосходным стрелком. Наряду с живописью, политикой и женщинами Гойя также страстно увлекается боем быков.  Серия гравюр, посвящённых этому испанскому развлечению, называется “Тавромахия”. Благодарный народ даже организовал корриду в честь художника, которая длится и поныне. Она называется Гойеска, и проходит  в первую неделю сентября в андалузском городке Ронда.


Художник создаёт более шестидесяти гобеленов, один  из которых – знаменитый “Зонтик”. Помимо высокооплачиваемых заказов, для себя, подальше от посторонних глаз, он начинает работу над большим циклом офортов “Капричёс”. Эти образы годы спустя лягут в основу его офортов “Бедствия войны”, а затем пугающих своей жестокостью “Диспаратес”.


Всё больше художника начинает интересовать людские пороки. Он изобличает и показывает их в своих работах. Даже высокопоставленных особ он изображает без приукрашивания. После вознесения на высоты славы для Гойи начинается спуск в кромешную тьму. К пятидесяти годам художник внезапно теряет слух. Из-за невыносимо мучивших его головных болей, он даже на пару лет оставляет кисти и холст, но для Гойи физическая боль оказывается предпочтительнее, чем боль от муки нереализованной жажды творчества.


В 1798 году по поручению короля он приступает к росписи купола церкви Сан-Антонио- де- ла- Флорида. Ценой огромных усилий, и в то же время  с поразительной лёгкостью, глухой и больной Гойя запечатлевает на куполе эпизод из жизни святого Антония. Ангелы на сводах изображены с такой экспрессией,  как будто они явились из будущего истории искусств. Считается, что художник увековечил в них лица близких ему женщин. По крайней мере, так гласили великосветские сплетни той поры. К удивлению художника, несмотря на глухоту, его популярность неуклонно растёт. Живописца  знают при дворе, ведь он пользуется явным покровительством его величества Карла IV  и его могущественной супруги Марии-Луизы. Результатом этого периода становятся портреты, отличающиеся поразительной глубиной образа.


Модели художника удивительно откровенны с ним. Они словно бы снимают маски и не сопротивляются вторжению Гойи в их внутренний мир. Он пишет картину, а которой изображено семейство короля. В этой работе он следует примеру Веласкеса с его “Менинами”. Также,  как его предшественник, художник пишет и собственный портрет на общем полотне, неподалёку от достопочтенного семейства.


Художник прожил 82 года и до последних дней продолжал рисовать. Сейчас значение таланта Гойи неуклонно растет, а его жизнь и творчество вызывают все больший интерес.

 

Наталья Орехова

 

 

Создатель страницы: Admin+

добавить комментарий или дополнение

добавить
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
© 2014 AboutEspana.ru