Во второй половине XIX века вся Европа оказалась охвачена импрессионизмом – принципиально новым направлением в искусстве, бросавшем вызов прежнему реалистическому восприятию мира. Возникнув во Франции, импрессионизм постепенно проник в культуру почти всех европейских стран.
Возможно, под наибольшее влияние французского импрессионизма попали испанские художники. Некоторые искусствоведы говорят об эпизодичности импрессионизма в Испании, отмечают его подражательный характер. Однако, глядя на картины испанских импрессионистов, с ними хочется спорить.
Импрессионизм, не захватывающий философские проблемы, а лишь стремившийся передать мимолетное впечатление, не мог не прижиться на испанской почве. Главные сюжеты картин импрессионистов – прогулки, танцы, визиты в кафе и театры изображали жизнь как праздник. Этот стиль как нельзя лучше отвечает менталитету испанцев с их любовью к фиесте. Более того, многие испанские художники того времени жили и работали в Париже, затем много путешествовали. Природа их родной страны вдохновляла молодых художников, именно яркими красками Испании объясняются особенности живописи испанских импрессионистов: большая интенсивность цвета, использование ярких белых и красных цветов, стремление к передаче солнечного света и блеска на воде.
Первым испанским импрессионистом, учителем целой плеяды выдающихся пейзажистов, считается Карлос де Хаэс – живописец, родившийся в Бельгии, но с детства живший в Испании. Именно он провел идею писания на пленэре, так отвечающую духу Испании.
Большим успехом пользовались картины его ученика Мартина Рико, начавшего с увлечения романтизмом после учебы в Школе искусств, но вскоре приблизившегося к импрессионизму. Рико писал сцены городской жизни и пейзажи, больше всего его привлекала Венеция – именно этому итальянскому городу посвящены большинство его самых известных картин.
Из других испанских импрессионистов раннего периода можно выделить Игнасио Пинасо Камарленча и Луиса Хименеса Аранда. К импрессионизму относят второй период творчества Камерленча – художника, родившегося в Валенсии. Если для первого этапа были характерны исторические мотивы, то во втором стали преобладать живые сюжеты повседневности, интимные сцены. Химинес же, начав с изображения бытовых салонных сцен, вскоре перешел к увлечению воздушными полотнами импрессионистов, во многом переняв их стиль.
Самым известным представителем импрессионизма в Испании является Хоакин Соролья. Художник родился в Валенсии в 1863 году, в возрасте двух лет остался сиротой и воспитывался родственниками. Соролья рано проявил художественные способности, получил хорошее образование в Валенсии, Мадриде и Риме. После успешного написания больших картин с мифологическими историческими сюжетами и участия в крупных европейских и американских выставках, он признается главой испанской живописной школы. Его работы выставляются на Всемирной выставке в Париже и на большой собственной выставке в 1906 году.
Картины художника отличаются обилием света, удачным отображением солнечных видов Испании, ее ярких, интересных жителей. Основные сюжеты – быт испанского народа, яркая, праздничная сторона жизни.
Среди важных представителей испанского импрессионизма стоит упомянуть Лауреано Барро, известного импрессиониста, написавшего прекрасные пейзажи острова Ибица, и Дарио Валдеса, ставшего популярным лишь после смерти.
Софья Дурынина