Причудливые и величественные постройки всенародно любимого испанского архитектора Антонио Гауди можно узнать по пёстрым разноцветным камням. Пожалуй, эту отличительную особенность всех его творений трудно не заметить. Сооружения архитектора словно неземные, пропитанные тайной, волшебством. Дома из потустороннего королевства, созданные для неведанных существ. Как и все великое они очень самобытны, ни на что не похожи.
Гауди был большим оригиналом во всем. Он нарушал многовековые традиции строительства, начиная с подготовки чертежей, заканчивая самим возведением здания. Как правило, он не делал точных эскизов, ничего детально не прорисовывал. Ныне архитектура Гауди составляет гордость и славу Испании. Трудно поверить, что ещё относительно недавно над работой чудака-архитектора посмеивались.
Нелюдимый, замкнутый, неразговорчивый… Казалось, Гауди была интересна только архитектура. Заработанные деньги он вкладывал в новые строительства, не любил роскоши, ходил в старенькой поношенной одежде и очень мало ел. Человек-парадокс, человек, каких не бывает. Он приводил в растерянность своих современников и не перестаёт поражать потомков. Он мог умереть ещё при рождении. Родители практически не верили, что мальчик выживет. Так трудно он рождался, таким он был слабеньким. Крестили его на редкость поспешно, прямо сразу отнесли в церковь святого апостола Петра. Очевидно, такое решение было принято для того, чтобы успеть спасти душу младенца. Так, едва родившись, он получил имя Антонио Гауди-и-Корнет.
Первым воспоминаниям юного Антонио стали случайно подслушанные слова врача: “Если мальчик не будет беречь силы, он рано умрет”. Впоследствии он всю жизнь верил в то, что выжил, будучи выбран для великой цели. Гауди был сыном потомственного кузнеца медника-котельщика. Предки Гауди ковали металл на протяжении восьми поколений. Так, внимательный одинокий мальчик рос под металлический звон и грохот, под удары молота об наковальню в сполохах огня.
Для того чтобы страшное предсказание доктора не могло сбыться, Гауди решил сосредоточить всю свою волю. Антонио Гауди вырос в испанском городке Реусе, недалеко от Барселоны. Мастер никогда не сомневался в том, что его родной город – самый прекрасный на земле. Больше всего он любил одинокие прогулки. С ровесниками Гауди сходился трудновато, зато природу чувствовал всей кожей. Часами бродил в полях за городом, вбирая в себя щедрый свет и жаркие краски каталонской равнины.
Антонио шёл всего только четырнадцатый год, когда он совершенно случайно нашёл свое призвание. Монастырь Поблет в окрестностях Реуса, основанный в XII веке был разрушен в 30-х годах XIX века во время гражданской войны. Борцы за свободу разграбили здесь все, что было возможно. Отрок Гауди вместе увидел Поблет после 30 лет непрестанного разграбления, в момент, когда на месте жемчужины испанского католичества остались одни руины… Зрелище настолько потрясло впечатлительного мальчика, что тот поклялся восстановить монастырь. Впоследствии, сделать это довелось не ему, но мечта осталась. Но именно тогда, разбирая остатки здания и стараясь выяснить, как они были построены, Антонио понял, что непременно станет архитектором.
Через некоторое время, когда Антонио Гауди минуло 16, он, не меняя своего решения посвятить жизнь архитектуре, уезжает учиться в Барселону. Осенью 1868 года заканчивается его размеренная провинциальная жизнь. Каталонская столица вскружила голову юному Антонио Гауди сразу. Никогда прежде он не видел такого роскошного города. Барселона росла и менялась прямо на глазах. Это были годы промышленной революции и бурного строительства. Кстати, он попал сюда со своими амбициями с собственной жаждой роста. Средний студент Гауди выделялся разве что своей надменностью и щеголял привлекательной внешностью. Но, между тем, никто и представить не мог, как много и упорно работает этот франт для того, чтобы хоть немного приблизиться к своей мечте. Не использовать никакого авангардизма, который был бы уж слишком типичен для гордого нрава Гауди, он решает овладевать классическими формами, прежде всего местной каталонской готикой. Экскурсии в городских окрестностях в те годы не были приняты, а студент Гауди пропадал там все свободное время. Также, как в детстве ему нравилось любоваться природой. Здесь Антонио Гауди находил свои покой, силу и вдохновение…
В камнях, в небе, в морских волнах он видел такое богатство форм, которого даже и близко не было в архитектурных абстракциях. Гауди всё больше убеждался в том, что архитектор должен обязательно уметь говорить на языке природы.
С первой большой работой молодому Гауди очень повезло. Заказчик особняка дон Маноло Мануэль Висенс любил экзотические формы. Возможно, именно благодаря дону Мануэлю, любившему разноцветную плитку, Гауди начал использовать её не только при строительстве его особняка, но и в остальных постройках. Удобный и оригинальный материал, сохраняющий прочность на многие годы стал одной из отличительных особенностей архитектуры Гауди. Гауди не боялся самых дерзких сочетаний. Яркие, насыщенные жизненной силой крикливо-избыточные испанско-мавританские восточных мотивы прослеживаются во всем творчестве художника.
В то время эклектика начинала входить в моду и Гауди заметили. Моментально посыпалось большое количество заказов. О человеке, которому было суждено перевернуть его жизнь Гауди, писал: “ Аристократ, человек необычайной чувствительности, превосходных манер, исключительного положения”. C доном Эусебио Гуэлем Гауди познакомился на Всемирной выставке в Париже. Текстильный магнат был сыном человека выбившегося из крестьян. Вкусы его были не слишком аристократичны, зато богат он был фантастически. Кроме того, дон Эусебио обожал искусство. Гауди произвел на Гуэля такое впечатление, что тот фактически сделал его своим личным архитектором. Друг и покровитель, дон Эусебио доверял вкусу Антонио Гауди, и готов был оплачивать любые его эксперименты. Архитектор же почувствовал себя свободным и стал, наконец, работать так, как ему хотелось.
В зенит своей славы Гауди вышел на пятом десятке лет. Радикал и еретик от архитектуры становится мэтро, законодателем вкусов, правда, только в пределах Барселоны. Его любовь к естественным формам, наконец, находит понимание. Даже страсть к смешению стилей принимается сочувственно. Он становится модным и очень дорогим архитектором для частных заказчиков: ведущих барселонских фабрикантов. Им овладевает мысль создать город-сад. Идеальное поселение, свой Эдем, расположенный в стороне от индустриального мира. На деньги все того же благодетеля, дона Эусебио Гуэля архитектор начинает создавать своё детище: выращивает его как настоящий сад прямо из земли. Воплощенная утопия Гауди росла на окраине Барселоны. Гениальный архитектор сделал все возможное для того, чтобы парк Гуэль выглядел как можно менее рукотворным.
Волшебный сад-парк – это необыкновенный синтез родства природы и культуры, ни одного прямого угла, гибкие гнутые витые линии, состоящие из необработанного камня и необожжённой глины, битой черепицы и осколков разноцветной керамики. Парк Гуэль – это символ единства мира, в котором всё создано для того, чтобы дополнить остальное. Когда строительство было окончено, дело рук мастера было тут же признано выдающимся произведением искусства. ныне приобретшим статус национального каталонского символа. И парк Гуэль и другие свои строения Гауди замышлял как воплощение национального каталонского духа. И, нужно сказать, создать символы народной культуры ему удалось.
Между тем, кроме родины и работы страстей в его жизни не было. Потеряв мать, отца старшего брата, племянницу и всех, кто был ему дорог, он становится все угрюмее и больше уходит в работу. Испанский гений архитектуры всегда был одинок среди людей. Его самой большой любовью, его венчанной женой была архитектура. Настоящую женщину он любил лишь однажды, но она предпочла ему другого.
К концу жизни великий Гауди, казалось, потерял какой-либо интерес к физическому. Он совсем не обращает внимания на внешность, забывает о еде, сне, ходит в поношенной старой одежде. Антонио Гауди погиб трагически. Он попал под трамвай в первый же день, когда это чудо техники появилось в Мадриде. Он как обычно шёл, не глядя по сторонам, погружённый в свои мысли. Несчастного старика приняли за бездомного, так плохо он выглядел, и отправили в больницу для нищих. Когда же, к всеобщему удивлению, стало, понятно, кто это, Гауди предложили перейти в дорогостоящую лечебницу, но тот из последних сил отказывался, повторяя о том, что хочет умереть среди народа.
Этого странного человека ожидали ещё более странные похороны. За его гробом шёл весь город. Такого не удостаивались даже очень знаменитые и богатые люди. Но прошло более четверти века, прежде чем Испания, а вместе с ней и весь мир поняли, какого гениального человека они потеряли.
Наталья Орехова