Доменикос Теотокопулос или иначе Эль Греко был потомственным византийским богомазом. Грек по происхождению, но испанец душою, своим трудолюбием и яркой индивидуальностью он при жизни завоевал восхищение и славу.
Его полотна невозможно спутать ни с какими другими. Этот художник нашёл свои собственный, неподражаемый стиль, свою манеру, благодаря которым мы с лёгкостью узнаём работы его кисти. У персонажей Эль Греко удлиненные лица и тела. Как будто какая-то высшая сила вытягивает их к верху. Картины художника выполнены в характерной цветовой гамме, в которой преобладают белый, черный, синий и голубой цвета. Его работы очень насыщенны и контрастны, контуры очертаний ярко выделены.
Доменикос Теотокопулос, получивший позднее имя Эль Греко родился и вырос в королевстве Кандия (так в то время назывался Крит). Тогда остров принадлежал наисветлейшей венецианской республике, и поэтому Крит был воплощением определённого духа: сплава греческой европейской культур.
Несмотря на то, что первичную школу своего становления как живописца он прошёл в Кандии и в Италии, будучи учеником такого выдающегося мастера возрождения, как Тициан Тинторетто, свою истинную художественную родину и свое художественное имя Эль Греко он обрёл в Испании. Сюда он переехал в 1577 году уже достаточно опытным мастером. Испанцы, вдохновлённые гением художника, тут же прозвали его Эль Греко, что с их родного языка переводилось легко, понятно и просто: “грек”. И, хотя он всё продолжал подписывать свои работы как Доменико Теотокопулос, мировое искусство и мировая культура запомнили его как Эль Греко.
Маленький грек Доменикос, как и большинство гениев мирового изобразительного искусства, проявил интерес к живописи с ранних лет. Отец мальчика был весьма состоятельным по тем меркам человеком, а потому мог позволить себе отдать сына на обучение в лучшую художественную мастерскую. Когда юному греку исполнилось двадцать, он был уже, как сейчас бы сказали, дипломированным специалистом. Его художественная отрасль касалась миниатюр и фресок.
Уже одна из первых его работ, икона “Успение Богородицы” отразила процессы, происходившие в культурной и общественной жизни Крита во второй половине XVI века. Когда строгие религиозные традиции Византии соединились с западным искусством, готовым на эксперименты. Среди канонических православных образов художник написал голубя. Так католики часто изображали святого духа.
Увлечение итальянской живописью побудило юношу покинуть Крит. В ту пору первым художником Венеции считался 80-летний Тициан, которого восторженно называли избранником небес. Доменикос поступил в его мастерскую, где освоил технику масляной живописи и основы перспективы, а позднее вошёл в аристократический круг Венеции, а затем и Рима. Покровитель талантливого грека, известный художник-миниатюрист Джулио Кловио рекомендовал молодого коллегу кардиналу Фарнезе, и у иностранца появилось множество заказов.
Но однажды заносчивый и самоуверенный Доменикос заявил, что может написать фрески лучше, чем “Страшный суд” Микеланджело. Конечно же, такое дерзкое, неслыханное заявление вызвало недовольство папы Григория XIII, и коллег по цеху. Произошёл всплеск негодования общественности Рима из-за которому самонадеянному греку, поправшему итальянское самолюбие пришлось уехать. Но нет худа без добра. Впереди художника ждёт, полюбившая его гостеприимная Испания.
В Толедо, бывшем некогда испанской столицей, и ещё сохранявшем атмосферу особенного города, Эль Греко просят расписать алтарь церкви Санто-Доминго. Картины, “Святая Троица” и “Поклонение пастухов” были вышедшие из-под кисти мастера произвели фурор, после чего эмоциональные испанцы признали Эль Греко талантливейшим живописцем современности. В Толедо художник нашёл не только славу, но и любовь. Неизвестно, почему он так и не скрепил браком отношения со своей испанской возлюбленной. Её, красавицу Херониму де Куэвас художник предположительно изобразил на полотне “Дама в горностаевых мехах”.
Невиданный успех выпал на долю картины Эль Греко “Эсполио”, изображающей Христа перед распятием. Впрочем, заказ доставил художнику и массу неприятностей. Священники кафедрального собора отказались заплатить обещанную крупную сумму. Они заявили, что некоторые детали картины не соответствуют традиционному толкованию евангелия. Тем не менее, получив лишь некоторую, небольшую часть денег, художник изменять картину не стал, и принципиально заявил о том, лучше быть бедным, чем не свободным.
Из-за непомерной гордости Эль Греко никогда не писал при дворе. Кланяться и заискивать было не в его стиле. Король, не привыкший к чудачествам и экспериментам, был недоволен новаторской картиной “Мученичество Святого Маврикия”. Но испанский народ любил и уважал художника. Иностранцу даже присвоили статус жителя. Он стал учить испанский язык, открыл собственную мастерскую. Эль Греко оформлял местные храмы, выполняя не только живописные, но и скульптурные, и архитектурные работы.
Художник пользовался доверием толедской знати. Члены именитых семей, писатели и учёные охотно позировали художнику. Их привлекал необычный стиль живописца, за который его прозвали странным художником. Удлинённые фигуры, вытянутые лица, отказ от твёрдых правил рисунка и анатомических пропорций. Своеобразная манера исполнения Эль Греко наиболее ярко раскрывается в алтарной картине “Погребение графа Оргаса”, ставшей украшением капеллы Консепсьон при церкви Сан-Тодо. За 400 с лишним лет полотно ни разу не вывозили за пределы храма. Множество людей, приезжающих в Толедо восхищаются этой грандиозной картиной и той тщательностью, с которой художник выписал многочисленные детали. Безжизненное тело Оргаса, облачено в блестящие рыцарские доспехи. В них отражается склонившийся над графом Святой Стефан, святой которого побили камнями за веру. Лики святых полны умиротворения, глубокого сострадания и любви.
Многие церкви Толедо и Мадрида были обязаны Эль Греко своим скульптурным и живописным убранством. Отдавая дань таланту художника, духовенство смирилось с тем, ч то у Эль Греко есть внебрачный сын и невенчанная жена. Благодаря причудливой фантазии Эль Греко, церемония погребения графа, скончавшегося за 250 лет до написания картины, присутствуют современники художника. Многие знакомые живописца с удивлением узнавали себя на этом групповом портрете. Эль Греко удалось раскрыть их индивидуальность и богатый внутренний мир. Среди благородных испанских грандов стоит и сам живописец. Все присутствующие замерли в глубокой задумчивости. Над головами скорбящих распахиваются небеса и златокудрый ангел уносит ввысь душу усопшего, изображенную в виде призрачной фигурки. На небесах её примет Иисус Христос. Земное сливается с небесным. Зритель чувствует себя сопричастным происходящему.
Рассказывают, что когда художник-сюрреалист Сальвадор Дали впервые увидел эту картину, он упал в обморок. А Пабло Пикассо, изучая работы испанского грека, испытал настоящий эстетический шок. Полотно великого Эль Греко “Погребение графа Оргаса” неисчерпаемо по своей глубине. Это синтез живописи и философии, исторических фактов и преданий, необыкновенной эмоциональности и мастерства художника.
Наталья Орехова