лого

Испания

Географический домен .es Телефонный код +34 Валюта евро

вход на сайт

Из истории Испании

Золотой век Испании

Испанское государство

Гражданская война в Испан

Диктатор Франко

Мадрид

Каталония

Монсеррат

Жирона

Барселона

Валенсия

Картахена

Ронда

Гвадалест (Гуадалест)

Гранада

Галисия - путь святого Иа

Альмерия

Альгамбра

Торревьеха

Ориуэла

Сеговия

Мурсия

Толедо

Таррагона. "Маленький исп

Севилья

Сан-Себастьян

Леон

Бургос

Сарагоса

Сантьяго-де-Компостела

Наварра - коррида в Пампл

Фламенко

Каталонские кастельеры

Праздник Санта - Текла

Renfe - испанские железны

Несезон. Аренда машины

Сады Хенералифе

Водопады Альгар

Испанцы

Антонио Гауди - архитекто...

Мигель де Сааведра Серван...

Лопе де Вега

Сальвадор Дали. Король сю...

Федерико Гарсия Лорка. Пе...

Диего Веласкес. Художник ...

Франсиско Хосе де Гойя

Эль Греко

Сеньора сопрано Монсеррат...

Артуро Перес Реверте

Пабло Пикассо

Испанский импрессионизм

Балеарские острова

Испанская кухня

Испанские впечатления

Авиабилеты в Испанию

Новости

 

Пабло Пикассо

Испанский город Малага, как и многие города, хранит свою легенду. Она повествует о великом и простодушном, наглом и лукавом гении по имени Пабло Пикассо, сыне Дона Хосе Руиса Бласко и его красавицы-жены Марии Пикассо.


Он появился на свет бездыханным. На момент рождения ребёнка никто не мог даже помыслить о том, что он проживёт 92 года… и тем более о том, что жизнь его будет продлена на века через искусство. Сам художник об этом факте своей биографии отзывался неоднозначно: “Я родился мёртвым, кое-кто говорил о том, что моё время остановилось, и я не мог ни дышать, ни двигаться, мог только неподвижно лежать и думать о своем будущем как о настоящем или даже прошедшем. Я вспоминал всех, с кем мне предстояло дружить, кого любить, ненавидеть. Учителей и учеников. Мне предстояла счастливая, долгая жизнь, меня ждали достойные мудрые ценители, красивая, нежная женщина. Я ещё не знал их имен, но они толпились вокруг меня, и я узнавал их по лицам. Да. я не мог ни дышать, ни двигаться, но мог слушать, что обо мне говорят другие великие гении”.


И действительно, творческий путь Пикассо не мог остаться незамеченным. В то время, когда художник ещё только делал свои первые робкие шаги в искусстве, Веласкес уже предрёк: “Этот малыш сделает то, на что я никогда бы не решился”. А Игорь Стравинский сказал тогда: “У этого ребенка музыкальная душа. Он чувствует музыку, он слышит то, что не слышат другие”.


Рисовать Пабло Пикассо научил отец.  Будучи всего лишь четырёхлетним малышом, он уже вполне сносно пишет голубей и корриду. Впоследствии Хосе Руис смиренно передаст ему свои кисти и оставит живопись, не в силах состязаться с одарённым сыном.


Как художник Пикассо состоялся в Барселоне. Ему было всего 14 лет, когда он впервые выставил свои картины. Произошло это ни в галерее, ни в магазине или на базаре, а там, куда его полотна впустили - в самой обычной скобяной лавке. Сам Пабло даже и не помышлял о том, что здесь его творения может кто-то оценить. Однако произошло чудесное: одну из картин заметили и даже купили.


Отныне для Пабло не кажется уже столь недоступным тот волшебный загадочный мир, который прежде лишь угадывался им по перемещениям теней за освещенными окнами. Конечно, не сразу мечта стала реальностью. Ему пришлось пройти длинный путь от скобяной лавки до клуба-ресторана “Четыре кота”, где собирались художники, музыканты, поэты, танцоры, словом, вся тогдашняя богема Барселоны, где уже само присутствие означало признание.   Там состоялась и первая самостоятельная настоящая выставка Пабло Руиса.


Тогда Пикассо ещё носил имя своего отца, художника Хосе Руиса Бланко, чьи картины украшали почти все дома в Малаге. Увидев на выставке картины Пабло, отец первым оценил гений сына, и отказался от своей профессии. Сам Пикассо позднее вспоминал: “Он отдал мне свои краски и кисти и никогда больше уже не рисовал”.


Пабло воспринял это как высшее признание, но, чтобы сохранить имя отца как художника, он все последующие полотна стал подписывать именем матери. Так его стали называть Пабло Пикассо, именем, с которым художник вошёл в историю.


Прежде, чем стать прославленным и богатым живописцем, художник, как и многие его братья по кисти, жил впроголодь, за порогом нищеты. Пока его картины не начали покупать регулярно, каждый его день походил на чудо. Как истинный испанец, он не стыдился бедности. Впрочем, в ту далекую пору он больше гордился успехом у женщин, и даже вел донжуанский дневник для себя, чтобы не сбиться со счету.


Высшим достижением этого жанра стала картина “Авиньонские девицы”.  Она вызвала бурную реакцию публики и, в то же время, принесла славу живописцу. Сказать, что картина поразила и шокировала общественность – это не сказать ничего. Это было всё что угодно: изумление, гнев и даже сострадание к автору… Неоднозначно её восприняли даже друзья художника.


Сейчас о ней пишут тысячи трактатов, сотни монографий и называют гениальным началом кубизма.  Я работал над ней почти два года в своей первой убогой мастерской. Гийом Апполинер, тонкий ценитель, поэт и ближайший друг Пикассо даже увидел в “Авиньонских девицах” поразительное перевоплощение художника первого ряда во второстепенного художника”.


Но гордый Пикассо, независимый идальго, находясь в ужасающем душевном одиночестве, продолжал работать как одержимый. Для гения это было лишь подтверждением того, что он на верном пути.


Одна из излюбленных тем живописи Пикассо – быки и коррида. Художнику всегда нравились карнавалы, и сам он был завсегдатаем известных испанских боёв - мест встречи со смертью. Бык стал одной из его любимых моделей, а тореадор – вдохновителем. Он стал родоначальником нового, сразу непонятого и даже отвергаемого направления живописи – кубизма.


Как ни странно, все модели, чьи портреты были исполнены в этом стиле, утверждали, что именно на них они похожи на себя больше, чем где-либо. О своём стиле манере сам Пикассо говорил: “Я не пишу с натуры, я пишу при помощи натуры, отображая мир не таким, каким его вижу, а таким, как его мыслю. Да. Я стану родоначальником кубизма, но продолжать, развивать, спорить будут другие”.


Пикассо пренебрегал психологией, отвергал её с жутковатой ухмылкой из-за боязни впасть в зависимость от другого. Вот почему каждый его портрет – это не проникновение в личность, а отражение, его собственное отношение к личности изображаемого. В ответ на уничижающие его искусство мнения, Пикассо лишь говорил о том, что кубизм нельзя попытаться осмыслить или исследовать, а лишь почувствовать… Художник был глубоко убеждён в том, что единственное измерение, в котором живёт искусство – это настоящее.


Вестником еще одной революции в творчестве Пикассо стал Жан Кокто, любивший все новое и умевший ради этого нового соединить абсолютно несовместимых людей. Кокто предложил Пикассо отправиться к Дягилеву в Рим, чтобы принять участие в постановке заведомо скандального авангардистского балета “Парад”. По принципам кубизма художник не должен был перемещаться далее, чем от мастерской до кафе. За эскизы декораций ему предложили заплатить баснословную по тем временам сумму.


Художник, вопреки своим принципам, соглашается.  Сам балет заканчивается провалом, но именно здесь он встречает свою любовь. Ею стала русская балерина Ольга Хохлова. Они были очень необычной парой.  Весь богемный Париж обсуждал их венчание, как обсуждают скандальный спектакль.  Жених и невеста казались уж больно не подходящими друг другу, и очень сильно контрастировали между собой.


Русская балерина Ольга Хохлова, высокая, стройная и маленький коренастый Пабло Пикассо. Он – богатейший простолюдин, презиравший роскошь, признанный лидер живописи, лидер авангардного искусства, а она - нищая аристократка, обожавшая роскошь, балерина из второго ряда кордебалета. Однако власть её над ним была такова, что он безропотно обвенчался с ней в православном храме, хотя и до, и после, сам себя называл чёртом. Ради неё не признававший роскошь Пикассо, снял шикарную двухэтажную квартиру в центре Парижа. Об этой своей любви художник говорил: “Когда я люблю женщину, любовь сокрушает всё, особенно мою живопись”.


Чувство преобразило искусство Пикассо и саму его жизнь. Всех прочих своих женщин он воспринимал как дань своей необузданной чувственности, и только Ольгу, как ангела, посланного, чтобы вернуть его заблудшего. Сама же Ольга, после многих лет совместной жизни с Пикассо, не без горечи заметила: “Этот человек всего себя вкладывает в любовь и разрушает то, что любит”


Во время перовой мировой войны, пока многие друзья художника воевали, он много и удачно работал. Ему удалось создать немало шедевров, которые высоко оценили поклонники его таланта. К своему и всеобщему удивлению, Пикассо, под влиянием Ольги, на какое-то время стал писать в реалистической манере. Как это было не похоже на его юную, бесшабашно-эпатажную манеру! Глубоко верующая, набожная Ольга была убеждена в том, что нет ничего краше реальности – высшего творения Господа. Она утверждала: “Сама жизнь - тот дар божий, частью которого является творчество. Но чтобы принять этот дар требуется немало мужества и готовность к самопожертвованию”. К тому же, по её глубокому убеждению, взаимная любовь и сын перевешивали все то, что мог бы сотворить Пикассо. Ольга ценила жизнь. Пикассо создавал иллюзию.


После рождения первенца, счастливый сорокалетний отец начинает писать бесчисленное множество его портретов.  Он фиксирует каждое мгновение во взрослении сына, скрупулезно проставляя даты на полотнах. Попытка и жить, и писать так, как хотела Ольга длилась не месяцы, а годы. Блестящий рисовальщик, Пикассо, и на поприще реализма смог достичь такого совершенства, что его стали сравнивать с Энгром. Именно это определение его гениального, единственного, ни на кого не похожего, через другого художника, пусть и замечательного, но из многочисленной плеяды реалистов, взорвало Пикассо изнутри.


Теперь он, словно очнувшись от глубокого сна, был готов убрать всех, кто стоял на пути возвращения к своему искусству, даже Ольгу. “Она требовала от меня слишком много”,- позднее говорил художник.  Жизнь на жизнь, вот был ее счет, неприемлемый для него, привыкшего брать у неё, а отдавать сразу всему человечеству. Пикассо покидает любимую женщину, стремившуюся заковать его в рамки, стеснив свободу творить.


Ольга, в свою очередь, добивается ареста половины имущества мужа, среди которого добрая половина его картин. Для Пикассо это оказывается шоком и сильнейшим ударом, который только можно было нанести.  Собственные картины он ценил несравнимо больше жизни. Целых два года после этого разрыва художник не писал ничего кроме стихов без знаков препинания. Пикассо мстил по-своему, изображая Ольгу монстром на всех своих последующих полотнах.


И только во время войны, в оккупированном Париже, ощутив себя бесконечно одиноким и никому не нужным, неожиданно вспомнил о ней. Зимой 1941 года Пабло Пикассо живёт в Париже, захваченном третьим рейхом. Его часто навещали сотрудники гестапо, говоря о деградации искусства. Они намекали на то, что художник прячет евреев, и периодически перетряхивали стулья. Один из таких визитов вошёл в историю. Незваный гость немного порыскал по комнате, и увидел открытки, посвящённые одной из лучших работ Пикассо. Они изображали то, что произошло, когда немецкие бомбы упали на испанский городок Гернику во время гражданской войны. Снаряды скинули, когда улицы города были заполнены людьми. Безжалостный акт жестокости терзал Пикассо все трагические военные годы. “Это вы сделали”, - спросил фашист, указывая на картину. “Нет, вы! Возьмите себе”, - смело и невозмутимо ответил Пикассо.


В 1944 году, в освобождённом от фашистов Париже Пабло становится коммунистом. Так он выражает свою солидарность с героями сопротивления, с партией расстрелянных. Все континенты облетит тогда его знаменитый  голубь мира. Кстати, голубей он рисовал с детства, и не только по заказу сторонников мира. С коммунистическими идеями Пабло расстанется в 1956 году, после подавления народного восстания в Венгрии.


И уже до конца жизни останется со своими детьми и со своей последней любовью Жаклин, но, главное, со своими любимыми образами: с портретами всех своих женщин, с легендарным античным быком минотавра и его пленницами.  Минотавр Пикассо – это он сам, ненасытный в любви, беспощадный в борьбе, однако предпочитающий сражениям обыкновенные античные плотские забавы.

 

Наталья Орехова

 

Создатель страницы: Admin+

добавить комментарий или дополнение

добавить
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
© 2014 AboutEspana.ru